?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Хребет Чистоп. Часть II.
зюраткуль
sergey_zhushev
 06 сентября. День третий.
С утра работа пошла повеселее. Когда перестали отвечать на общий вызов в течении 10 минут, собрался и поехал в обратную сторону, к повороту на Верхотурье. При подъезде к месту встречи в рации зазвучали знакомые голоса. Мы многое выиграли сменив СиБи связь в колонне на УКВ. По дороге устойчивая связь сохранялась до 10 км. Это при том, что у всех антенны были установлены абы как. У Тоомаса на лендровере вообще была какой-то "гвоздик" среди металлического багажника. Вот и поворот на Верхотурье.

Когда готовилась поездка, я сказал, что мне обязательно надо быть в Новой Ляле. И тут же было решено завернуть в Верхотурье, в Инете были найдены красивые фотографии храмов. Но в действительности все оказалось гораздо величественней.
Верхотурье:
Верхоту́рье — город в России, административный центр городского округа Верхотурский Свердловской области. Город расположен на левом берегу реки Тура (приток Тобола, бассейн Оби), в 306 км к северу от Екатеринбурга. Железнодорожная станция на линии Гороблагодатская — Серов — Приобье.
Основан в 1597 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища Неромкарр для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а затем вниз по Туре в Обь. Верхотурье стало главной крепостью на пути в Сибирь. В 1600 году была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XVII века была учреждена государственная ямская служба. Строительство других дорог было запрещено.
Город сильно пострадал от пожаров 1674 и 1738 годов, а его развитие замедлилось в середине XVIII века из-за отмены таможни и закрытия в 1763 году Верхотурского тракта.
При учреждении губерний — уездный город в Тобольской губернии. Это был самый большой уезд в России — он включал практически всю населённую русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке. С 1783 года — город был передан в Пермское наместничество.
В XIX веке пути сообщения с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет и торговое значение. 
После революций 1917 года в городе сначала взяли власть большевики, а с сентября 1918 года по июль 1919 года Верхотурье находилось под контролем армии Колчака. В 1926 году Верхотурье потеряло статус города, который ему вернули только в 1947 году, в связи с 350-летием со дня основания.
Интересные факты.
Воеводой в Верхотурье некоторое время был Федор Лопухин, отец первой жены Петра I.
Карьера Г. Распутина - "старца" началась с паломничества в Верхотурье.
Верхотурье является одновременно и самым старым, и самым малочисленным городом в Свердловской области.
Достопримечательности.
Верхотурье — центр православия на Урале, один из старейших городов России за уральскими горами. В городе масса архитектурных памятников XVII—XIX вв. Среди них — самый маленький в России кремль с Троицким собором (1703—1712), Николаевский монастырь (основан в 1604 году) с Крестовоздвиженским собором (1905—1913, архитектор А. Б. Турчевич) — третьей по объёму церковью в России, уступающей только Храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Петербурге. Также на территории монастыря — Преображенская церковь (1821) в стиле классицизма с колокольней, разрушенной в 1930-е годы и восстановленной в 1998 году, и Симеоно-Аннинская надвратная церковь (1856) в традициях древнерусской архитектуры. Помимо этого в городе находится Покровский монастырь (основан в 1621 году) — первый женский монастырь за Уралом. Представляет интерес и гражданская (каменная и деревянная) застройка города.
В 50 км от Верхотурья в селе Меркушино подвизался святой праведный Симеон Верхотурский всея Сибири чудотворец — покровитель рыбаков. Мощи святого покоятся в Крестовоздвиженском соборе. С Верхотурьем связана также жизнь святых Космы и Арефы Верхотурских.
В городе находятся Верхотурский историко-архитектурный музей-заповедник, православный музей.
Википедия.
Через 25 км после поворота мы остановились у стены Николаевского мужского монастыря.

Симеоно-Аннинская надвратная церковь. Через нее мы и вошли на территорию комплекса.

Народу не было и мы стояли посреди площади в одиночестве не зная, что делать.

На одной из дверей висела табличка типа "администрация". В нее и вошли. Оказалось, что это братский корпус монастыря в котором расположен также и Православный музей, где представлена история монастыря и Екатеринбургской Епархии. Был понедельник - нерабочий день. Но нам, как приезжим, разрешили походить по музею, правда без гида.

Множество экспонатов музея находится под стеклом. При съемке со вспышкой стекло бликует, а без вспышки - мало света, выдержка большая и фотографии получаются не резкими. 

Представлены множестов исторических артефактов. История разрушения храмов, вынос мощей Святого Симеона Верхотурского. После музея походили по территории. Зашли в Крестовоздвиженский храм. Было отрадно, что все храмы открыты. Можно зайти, поставить свечки, помолиться. И все это в тишине. Хотя стали появляться люди, которые как и мы приехали в понедельник посетить достопримечательности.
На заднем плане от храма жилой комплекс, еще полуразрушенный, но на веревках сушится белье, ходят монахи.

А также пасется живность.

Выйдя с территории, угостил местную кошку и собаку колбасой. Собака проглотила кусок не жуя и пыталась отнять колбасу у котяки.

Созвонились с Энгелем. Он сказал, что выехал с Екатеринбурга в нашу сторону. Посчитали, что часа через три он будет проезжать мимо Верхотурья и поспешили посетить еще один комплекс - Верхотурский кремль.
Верхотурский кремль:
Стенам Верхотурского кремля больше 300 лет. Верхотурский кремль был построен в начале XVIII века по указу Петра I. Это административный комплекс на сибирском торговом пути. Здесь была таможня, торговые склады для пушнины, усадьба воеводы и один из самых больших в то время в Российской империи Троицкий собор. Старинные деревянные дубовые ворота с восточной крепостной стены сняли большевики сразу после Октябрьской революции. А из кремля сделали библиотеку и клуб. Восстановлением крепости занялись лишь в конце 90-х.
http://www.ruschudo.ru/miracles/557/ 

Все так и осталось на тех же местах.  Троицкий собор.

Там где было казначейство сейчас банк. В усадьбе воеводы - городская дума. Вот только в здании торговых рядов музей и администрация музейного комплекса. Там мы и нашли нашего гида Веру Павловну Самойлик. Несмотря на нерабочий день она провела для нас экскурсию по кремлю и рассказала историю Свято-Покровского женского монастыря и комплекса Свято-Николаевского мужского монастыря.

На берегу реки Туры с видом на подвесной мост.

После экскурсии по кремлю зашли в Троицкий собор и побывали на колоколне. Оттуда открывается вот такой вид на  часть Верхотурья.

Сейчас, при составлении отчета, читаю историю Верхотурья и края и понимаю, что тема глобальная. И может даже лучше, что я ничего до поездки не прочел и первую информацию получил от гида. Теперь хочется снова туда поехать, уже с семьей. Тема неисчерпаемая, поэтому продолжать ее нет смысла здесь, все можно найти поиском. Тем более к концу экскурсии снова созвонились с Энгелем и выяснилось, что он уже подъезжает к Ивделю, а нам еще 170 км ехать до места. Поэтому распрощались с нашим гидом и ... И пошли снова в кафе. Т.е. надо ехать быстро, но война войной, а обед по распорядку. Зашли в пельменную "Флинстоун" в которой не было пельменей. После обеда выдвинулись в сторону Ивделя, по дороге заехав на святой источник набрать воды. Источник находится в часовенке в ските Октай на берегу живописного озера. Можно только представить себе ту тишину и величественность многие годы назад. Когда только верующие люди приходили сюда в качестве паломников.

Далее была только дорога. Пока ехали, тестировали связь на УКВ в диапазоне 433 Мгц. Я немного отстал на заправке, народ поехал дальше. Им вид заправки не понравился. Моя Нива с инжекторным двигателем была достаточно демократична к качеству топлива, а останавливаться где-то посреди дороги для заливки бензина из канистры не хотелось. Интервал между нами судя по верстовым столбам по дороге был км 10-11, но при этом связь между машинами была устойчивой. Единственно я плохо слышал Лендровер, но это из-за его маленькой антенны затеряной среди огромного металлического багажника. И вот впереди возник ласкающий взоры пейзаж: над лесом показались вершины хребтов.

Подъезжали к Североуральску. На въезде в город открывается вид на храм Святых Петра и Павла.

Город объезжается по краю и дорога выходит на Ивдель. Далее уже не будет никаких промежуточных пунктов. Товарищей я догнал на выезде из промзоны. Они фотографировались на фоне Красной Шапочки. Так называется одна из шахт. Я же в движении сфотографировал другую шахту.

После Североуральска началась осень. Всегда заметны какие-то границы где какое-то время года наступает сразу. Вот ты ночуешь в еще зеленом лесу, а через 100 км желтые листья на березах и огненно-красные осины.

Вот мы и в Ивделе. Первая остановка около магазина с красивым названием "Геолог". Пополнить запасы пива и еды, коей спутникам моим всегда маловато будет.

Там же зашел разговор и о кафе. Но мы уже связались с нашей четвертой машиной и Энгель уже нашел кафешку. Кажется кафешка эта была единственным в городе местом для развлечений. Контингент был от детворы поглощающей мороженное, до полуприблатненных (по повадкам) сорокалетних мужиков. Перекусили пицей (не вкусной) и прочими плюшками. Уже темнело и надо было ехать, ночевка обязательно должна быть в Вижае. Хотя в рядах экспедиционеров послышались реплики о "ванной, чашечке коффэ и сигарете". Будет вам и ванна и какава с чаем. Поехали, б....я...))). В общем выехали. Прошли Полуночное, Северный, карьер, поворот на Бурмантово. Теперь дорога только одна, на Вижай. В районе карьера навстречу прошли два подготовленных джипа. Успели связаться по СиБишке. Сургутские ребята, сзади еще едут экипажи. И вот встретились.

Ребята возвращаются с перевала Дятлова. Говорят, что пришлось тяжко в начале подъема. Сообщают, что туда же пошли две нивы в стандарте. Стало интересно, подумали, что нивоводы какие-то очень смелые. Поехали дальше. Все всматривались в лес ища следы пожаров, но ничего пока не видели, да и темно было. Въехали в поселок и даже ночью стало понятно, что поселка больше не существует. Вышел Борода (думаю многие знают этого человека, если были в тех краях). Поздоровались, я спросил про Виталия Бондарева.
Он должен быть на базе. Поехали к базе. Вернее к тому, что от нее осталось. А остался забор, техника внутри этого забора. Из кунга зила шел дымок и везде стоял запах гари. Заходить внутрь не решился из-за собак. Дождались, пока на их лай Виталий вышел из кунга. Поздоровались, он посоветовал разбить лагерь на ночлег правее базы. На том месте, где в 2006 году проходил нахлыстовый чемпионат, там было место не тронутое огнем. Заметно холодало. Быстро перекусив и выпив немного огненной воды, легли спать.
7 сентября. День четвертый.
Первым делом утром посмотрел на градусник: -6. Солнце начало всходить.

Это была единственная радостная картина утра. Далее все выглядело гораздо хуже. Этот дом на фотографии единственный уцелевший в поселке. Пока мы собирались, подошел Виталий. Стали расспрашивать про события лета. Я не буду здесь пересказывать. Я этого не видел, а с чужие слова не хочу пересказывать. Одно можно сказать, это чудо, что никто не сгорел. Поселок теперь выглядит так.


Люди не успели спасти ничего, слава Богу, спаслись сами.
Насмотревшись и наслушавшись мы выдвинулись в сторону Ушмы. Моста через Вижай не было. Потом уже рассказали, что смыло в этом году половодьем. Вброд преодолеть реку труда не составило. Воды было мало. После реки через несколько километров был участок обгоревшего леса. Было видно, что пожар был верховой, деревья хоть и стоят черные, но обгорели только снаружи, ветки целые.


Дальнейшая дорога была чуть похуже, чем на верхнем снимке. Пересекалась частыми ручейками и речками. Изучение отчетов экспедиций, бывших в этих местах ранее, вселяло некоторое опасение за прохождение бродов. Но засушливое лето сделало свое дело и все речки можно было проехать на любом типе авто. Немного забегая вперед, на обратном пути около Ушмы нам навстречу двигался ВАЗ2106 груженный лодками и тремя охотниками.
Немного поработал на камеру для отчета))).

Вот мы и доехали мы до поселка Ушма. 

Маловато информации в инете про Ушму, но можно прочитать, что "В посёлке Ушма находилась самая первая в Советском Союзе колония-поселение, где отбывали срок заключенные на вольном поселении (расконвоированные).
Для заключённых были построены и функционировали хлебопекарни, прачечная, бани, лесопилка. Даже были фантастические удобства для ГУЛАГа – в этих студёных краях построили парк с детскими качелями и разбили цветочные клумбы. И ещё один интересный факт – за всё время существования колонии ни одного побега отсюда не было совершено
."
Остатки от тех поселений можно увидеть и сейчас. 

Сам поселок лежит правее. После возвращения с Дятлова, Тоомас с экипажем на Лендровере съездили посмотрели поселок, пофоткали реку, скальник. Меня новострой как-то мало интересовал, а разговаривать с манси за жизнь тоже не хотелось. Поскольку спрашивать что не знаешь, а отвечать тем более. Народ немного походил по развалинам, пофотографировал и уже перед самым отъездом послышался звук моторов с той стороны, в которую нам еще предстояло поехать. Минут через десять появились две Нивы и Уаз с кузовом. Это были те самые Нивы, про которые сказали сургутские ребята. Я бы не сказал, что они были в стандарте))). Одну Ниву я узнал, поскольку видел ее на фотках на страницах форума niver.ru. Поздоровались, разговорились, ребята возвращались с перевала Дятлова, на который благополучно поднялись и спустились. С чем их и поздравили. Разговаривали недолго, надо было еще искать заход на Чистоп. Свернули на запад и поехали уже конкретно к цели нашей поездки. 

  • 1
  • 1