Previous Entry Share Next Entry
Хребет Чистоп, часть III. Приключения начинаются.
зюраткуль
sergey_zhushev
Напомню,  7 сентября 2010 года, день четвертый.
Итак мы свернули на нужную нам дорогу. Наш собака-поводырь сказал, что километров через 15 надо искать заезд в сторону хребта. Дорога в навителе и озике обозначена, а значит ее можно будет найти без труда. Без труда не получилось. Доехали мы до точки поворота, а поворота не было. Проехал вперед с километр - нет поворота. А метров за 800 до точки в навигаторе, в лес налево уходила колея. Решили вернуться на нее. Пройдя немного вперед пешком, увидели только одно засадное место в самом начале, глубокая колея, с выездом в лес и снова в колею. Другой дороги не было, свернули. Ничего, все прошли нормально. Примерно через километр мы были на берегу реки Ушма. И тут все начинается.
Немного назад. После очередного брода, еще не доезжая до поселка Ушма, я стал замечать, что загорается лампочка давления масла на холостых оборотах. В общем то ничего страшного нет. Было у меня такое после суровой зимы 2010 года, уже в конце, после замены масла. Заезжал в сервис, ребята сказали, что могла какая-нибудь частичка попасть под редукционный клапан. Надо было на холодном двигателе дать оборотов. Я тогда так и сделал, и все прошло. А тут началось снова. Причем на остывшем двигателе лампочка не загоралась. Ладно, это еще только начало. На берегу Ушмы мы остановились, так как дорога потерялась. На том берегу не было видно никаких въездов/выездов. И тут вопль Алексея: слетела навигация. Т.е. все идет своим чередом: время к вечеру, надо бы до темна подняться на хребет, а тут все упало))). Целиком и полностью полагаясь на Алексея, никто из других экипажей навигацией не занимался. Ну да, кпк с навителом и ози у меня тоже был включен, но никаких отсечек и засечек я не ставил. Было понятно, что мы вот у дороги ведущей на хребет, но все смещено и куда непонятно. По камням на берегу было видно, что какой-то автотранспорт здесь проходил. Решено было пока перекусить и чего-нибудь выпить пока Алексей разбирается с навигацией. А я решил проехать по этим следам вперед, ведут они как раз в нужную сторону. Ну и поехал. Глядел я больше под колеса, чем по сторонам, поскольку мелкие камни кончились и пошли крупнее и надо бродить реку. После очередного брода, около ручья следы потерялись, и я пошел пешком. Отойдя от машины метров на триста, я ничего не обнаружил, лишь камни становились крупнее. С того берега поступила команда возвращаться и перекусить, что я и сделал. К концу трапезы снова возглас Алексея - навигация починилась и тут же суета, все бросаем и едем. Поехали. После первого же брода меня тыкнули носом в дорогу, уходящую вверх на перевал. Как я и писал выше, смотрел в общем то под колеса и слона не заметил))). Начали подъем вверх. 

Сразу же стало заметна разница между хребтами Северного и Южного Урала. Конечно это мое субъективное мнение. Не по всем дорогам Южного Урала я проехал, но дороги ведущие на хребты одной высоты у нас более глинистые, а здесь, с высоты 300 метров сплошные камни. Вообще за основу поездки на Чистоп был взят отчет со ёбуржского сайте нивер.ру. Две Нивы поднимались на хребет до высшей точки. Фотки там, то да се. Но, увидев камни в ручьях, подумалось мне, что я погорячился с подъемом на хребет.

Хребет этот, как и было сказано выше, у народности манси является священным. И очевидно почувствовав мое настроение, он отказался меня пускать в свои владения. Очевидно на одном из таких каменных бродах погнулась левая реактивная тяга. Через какое-то время послышался металлический стук при торможении, и в управлении машина стала себя как-то непонятно вести. После остановки и осмотра стала понятна причина стука. Реактивная тяга была сломана пополам. Передал остальным по рации проблему. Народ стал разворачиваться назад. Когда все собрались, я предложил им продолжить подъем дальше, а я, чтобы не задерживать экспедицию потихоньку буду скатываться вниз, на берег Ушмы. На что был обозван паникером, типа не сцы, ща все сделаем. Было несколько идей, как справиться с поломкой, но остановились на сварке. У меня был с собой 2 АКБ, у Алексея тоже, у Тоомаса были сварочный кабель и электроды. 

Внутрь моей сломанной, вырезали и вставили кусок из тяги от какой-то военной техники, которая валялась в ближайших кустах. Вот интересно, иногда остановишься где-нибудь на асфальте, проволочку надо просто найти железную. Пройдешь по километру взад-вперед, так фигвам индейский дом. А тут металлолома лежит...))). Когда все было готово к сварке, соединили два АКБ последовательно и попробовали варить. Не пошло. Каждый из нас читал о таком способе сварки в походных условиях, но только читал. Дуга едва возникала и при попытке ее держать - гасла, а электрод прилипал к металлу. Пошли другим путем, соединил АКБ параллельно. Электрод д. 3 мм сгорел сразу. Аха, это уже ближе к теме. Взяли д. 4 мм. И вот потихоньку пошло.

В процессе сваривания каждый приложился к этому действу))). Сварили тягу, поставили. Должен сказать, что на момент 13 января 2011 года я до сих пор езжу с этой тягой. Ладно, начали подъем дальше. На очередном из бродов был крутой выход из ручья. Заскочил я на него сразу, только услышал, как канистры стукнулись об дверь багажника. Посмотрел в зеркало, все на месте, канистры стоят. Лезем все выше. Вдруг позади раздается звон металла об камни. Секунд 10 ушло на то, чтобы сообразить, что так может звучать только чайник упавший на камни, еще 10 на то чтобы понять, что чайник есть только у меня. Остановился. Картина предстала еще так. Багажник чуть приоткрыт, в него просунулся ящик, далее идет провод переноски, она у меня метров 30 и внизу валяется чайник и еще один ящик с барахлом.
 
Когда подошли остальные, то ржали минут 10. Я точно помню, что дверь багажника захлопнул и подергал, я всегда дергаю, потому что знаю, что может и не закрыться замок. Видимо на камнях да колее замок открылся из-за кручения кузова. В общем вроде все собрали, когда я понял, что не хватает двух канистр. Я и Руст пошли вниз. Идти пришлось далеко. Подобрали еще ведерко, топор и две 5ти литровых бутылки с водой. С километр внизу нашлись канистры. А вот вверх со всем этим барахлом шлось гораздо труднее. Я все думал, что попутчики придут на помощь. Не тут то было. Сотоварищи спокойно сготовили чай и перекусили. Долго я их еще вспоминал "теплыми словами", икалось им наверное после перекуса. Надо спросить, может вспомнят))). Время уже к закату, понятно, что до темна мы не успеваем подняться. Конечно, колонну задерживал я. После поломки решил, что мне глубоко до лампочки попадание на вершину хребта, главное - доехать. Поэтому скорость моего движения была минимальна. Патриот летел вперед на всех парах вообще не замечая ничего под собой. Когда нашли остановку для ночлега на высоте 815 метров, то подъезжая к ней я еле откатил три валуна, вывернутые с межколейной бровки. На них были видны следы от ударов мостом. Это потом скажется в конце нашей поездки.

Было решено остановиться и завтра с утра продолжить подъем наверх. Я сразу сказал, что я не еду. У меня помимо скалолазания была и еще радиолюбительская программа, а с постоянной спешкой не получалось долго работать в эфире. Дул сильный северо-западный ветер. Укрывши столы за машинами, Алексей начал готовить  ужин. Надо отдать должное - суп из нее получился отменный! За разговорами наступила ночь, легли спать.
8 сентября, день пятый.
Утром как обычно проснулся первым. Поставил антенну, подготовил журнал, начал работу в эфире. Потом подошел Энгель. Он оказывается не спал. Мы были ранними пташками, остальные дрыхли без задних ног))). Когда из машины выбрался Алексей, я поставил чайник. Тут обнаруживается, что в догоревшем кострище лежит обгоревший стул Тоомаса. Мой стул валялся рядом, но от костища подальше. Повезло, подумалось, жалко было бы стульчик. Команда собралась, начали завтракать, разожгли костер снова. Через какое то время обнаружился и мой стул, лежащий в костре))).

Снова смеху минут на 10. Не хотел меня видеть Чистоп, не хотел. После завтрака было решено, что три машины начинают подъем на хребет, а я занимаюсь по своей программе в лагере, жду их. Погода была непонятная. Ветер так и остался северо-западным, сильным и порывистым. Выше 900 метров вершина хребта не видна, в облаках и снегу. На 800х метрах изредка снежные заряды, температура +4 градуса. Удалось разглядеть место нашей стоянки. Очень много ягод. Метрах в 20 от машин свежий медвежий помет с вкраплениями листьев ягодника. В Вижае сказали, что вокруг много голодного зверья, которого пожар выгнал с насиженных мест. Вот мишки на горах и отъедаются ягодами. Часам к 10 попутчики наконец-то выехали в сторону вершины. Через полчаса, пройдя 800 метров, они бросили машины и пошли наверх пешком. Еще через полчаса сказали, что вошли в сплошной туман и снег. 
Разглядеть красоту места, вникнуть в нее, можно только тогда, когда остаешься один. И пусть шумит и воет ветер и колючие снежинки ударяют в лицо, первозданность этого места захватывает. Не зря сентябрь был выбран для поездки. Все земные цвета можно увидеть за одно мгновенье. После того, как изучены виды по обе стороны хребта, есть возможность присесть на камень и подумать о вечности, о том, что эти камни миллионы лет видят небо, чувствуют ветер, дождь, снег... В общем расслабляет... 

А где-то на северо-северо-запад, за этой горой в облаках скрывается Отортен, а перед ним перевал Дятлова, на который мои спутники хотят заехать. Хотя в начале экспедиции эта идея не приветствовалась. Суета сует...
Связь с ушедшими становилась все хуже. Часа через три после ухода наверх, они попросили дать азимут на вершину от лагеря, сказали, что у них пурга. На мои вызовы ответ еле различался. Но раз отвечали, значит все в порядке. Прошло часов 6, когда по рации передали, что они около машин. Еще через полчаса экспедиционеры вернулись в лагерь. Я заранее поставил чайник на примус, чтобы быстро перекусив мы собрали лагерь и начали спуск вниз. Они достигли вершины хребта, сфотографировали остатки РЛС и Руст все таки сумел отодрать от двери шильдик и нашел кусок кабеля с разъемом. Хотели всю дверь утащить, но ее не удалось оторвать от балок))).

Вообще Рустик много рассказал про такой тип РЛС, оказалось, что он сам служил в армии на подобной технике. Шильдик он забрал себе, а мне, как радисту, подарил кабель с разъемом))).
После быстрых сборов мы начали обратный путь с хребта. И проехав буквально с километр, миновав самый тяжелый каменный участок, я чуть расслабился и прозевал камень, на который со всего маху и наехал подрамником. После чего при движении послышался характерный звук кардана, бьющего по железу. Правая часть подрамника раздатки лопнула. Осмотрев повреждения, Руст принес стяжку, которой мы и притянули трубы друг к другу. По крайней мере вибрация пропала, а удары кардана по подрамнику были незначительными. В начале Чистоп меня не пускал, а потом не хотел отпускать. Мне в общем тоже не хотелось уезжать. Найти место более закрытое от ветра и остаться бы там еще на ночевку и дневку. Но увы, время, время, время...
Больше происшествий не было. В одном месте на краю дороги обнаружили разрытую медведем норку бурундука. Она сразу бросилась в глаза, когда поднимались, все было чисто.

Выехали на дорогу от Ушмы и ушли налево, к избе Ильича. Что за изба и почему так называется выяснить не удалось. Все дальше от Ушмы дорога становилась все хуже. Стали попадаться засадные места.

Доехали до реки Ауспия и проехав ее увидели лагерь охотников и Камаз с кунгом. Судя по кол-ву пустых бутылок на столе и под столом, охота у них удалась. Один из них, наиболее трезвый призывал всех расстрелять оставшуюся водку из ружей и наконец-то пойти на охоту))). После Ауспии появилась глубокая колея, местами приходилось объезжать совсем разъезженную дорогу по лесу. Лужи тоже были достаточно глыбкими.

В одном месте приглядели поляну на берегу Лозьвы, но там стоял Газ-66 и мы не стали заезжать. Еще через километр снова попалась поляна и мы свернули на нее. До избы Ильича оставалось км 1,5-2, Алексей попробовал проехать вперед, но колея была глубока даже для Уаза и лезть вперед не стали. Место было хорошее, хотя и с уклоном. Но разместились все и я уже присмотрел место для установки антенны. Вечер прошел за распитием пива и приготовлением ужина, а также в построении планов на завтрашний день.
9 сентября. День шестой.
А планы были грандиозные. Грандиозные настолько, что просто я офигевал, когда их слушал. Смысл быт такой: утром выехать на перевал Дятлова, вечером вернуться. Типа жутковато оставаться там после всяческих прочитанных историй. Мои попытки объяснить суровым жыперам, что если ебуржане рассказали, что они заехали на Нивах без особых проблем, то это еще не повод для расслабления. Да и как все люди, нивоводы тоже горазды прихвастнуть. Внимания на меня особо не обращали, поэтому я сказал себе "тьфу на вас (с)" и занялся подготовкой к разворачиванию позиции для радиолюбительских дел. Но утром я прежде всего должен был сходить на рыбалку. Вообще в это место я мечтал попасть с 2007 года, когда в районе поселка Вижай проходил очередной Кубок Евразии по ловле рыбы на искусственную мушку, а проще Кубок по нахлысту. В один из вечеров был красивейший закат, и подумалось, что очень хочется доехать до тех гор на закате, до истоков реки Лозьвы. Вот мечта и сбылась. Конечно до истока я не доехал, но был недалеко))). Проснулся я как обычно в 7 часов. Начал разжигать примус, подошел Энгель. Он, как и я, спать долго не умел, хотел действия. Но наши товарищи спали. Попив кофе и собравшись, я вышел на реку. Решил пройти км два вверх, познакомиться с рекой и уже идя вниз к лагерю, облавливать понравившиеся места. Км через полтора я увидел двух человек около костра и одного со спиннингом в руках на реке. Подошел, разговорились. Оказывается это и есть место под названием изба Ильича. Ребята были с Екатеринбурга и готовились к сплаву. Двое из их компании ушли на перевал Дятлова. Я еще спросил из любопытства, когда они вернуться. Ушли в 8 утра, часам к 15-16 вернуться. По рыбе ответ был отрицательный. За вчерашний вечер подняли небольшого тайменя из ямы, он промахнулся по блесне и больше не показывался. Вот товарищ уже второй час пытается его поймать с утра. Поговорив еще минут пять, я попрощался и пошел вниз по реке разматывая шнур. Дойдя до первого переката, я начал его методически облавливать. Поклевок не было. Ладно, повезет на другом. В результате к 11 часам я уже видел лагерь, а из рыбы на "черного муравья" был поймал хариусенок размером с мизинец. По рации я услышал вызов. Ответил. Меня спросили, как дела? В ответ я спросил про их дела, что уже двенадцатый час, а они только умываются. На берег вышел я без рыбы. Но никакого огорчения не было. Главное - я был на реке, на которой хотел быть. Несмотря на всевозможные подколки товарищей))). Настроение у них было боевое. Щас, слетаем на Дятлова, вечером будем пить шампанское. Аха, щас. Часам к 13 наконец-то они уехали. Я включил рацию и стал слушать. Уже через двести метров от лагеря началась борьба с колеей. В течении часов четырех я слушал их переговоры и сам задавал вопросы. Уже тогда стало ясно, что без ночевки им не обойтись. Потом связь пропала на несколько часов, пока они не поднялись на середину перевала. Сказали, что у них снова метель, видимость ноль и дорога пипец. Ну что же, хотели экстриму - берите)))! Я же спокойно, в тишине работал в эфире по радиолюбительской программе RDA, отрабатывал редкий район SV-21. Часам к 24 я попытался связаться с отрядом, но в ответ было тихо. Тогда лег спать.
10 сентября. День седьмой. 
Часов до двух ночи дул сильный ветер, а утром, когда проснулся, взору предстала вот такая картина.

Было тихо и шел снег. Приготовил кофе, позавтракал, немного пошумел в эфире. Оделся и снова зашел в воду. Далеко вверх решил не идти. Только до третьего переката и снова пустое макание мухи. Для успокоения души перепробовал несколько способов проводки нимфы. Поклевок не было вообще, даже с минизенц рыбка не попадалась. Да и фиг с ней, пусть живет. Журчание воды, белый снег, тихая погода, ты и река. А что еще надо?
 
По приходу в лагерь немного просто посидел на берегу. Снова такие же чувства, как на Чистопе. Природу надо понимать в одиночестве. После релаксации включил трансивер, поработал в эфире. Отвечали не шибко хорошо, прохождение было слабое. Больше слушал других. Окна в машине я оставил открытыми, а рацию включенной и вот снова знакомые голоса. Народ возвращался с Дятлова, все своим ходом. В 16:30 на поляну въехали покорители))).

Условия подъема были жесткими. Ближе к ночи у них была во всю зима. Да и днем погода не баловала. Оставив машины под склоном, они дошли до памятника группе пешком, отдали дань памяти.

Были все довольны. После перекуса начали разговор о сборах, но я попросил остаться еще на один день, мотивируя это тем, что товарищам надо отдохнуть самим, привести машины в порядок и т.д. А на самом деле мне очень не хотелось уезжать. Всегда мечтаю об избушке в таком месте, собаке во дворе и кошке в доме))). Народ согласился. На следующий день занимались кто чем. Кто-то в эфире работал, кто-то машину ремонтировал.

А кто-то от безделия мешал другим. Соорудив из пакетов лапши быстрого приготовления импровизированные наушники и сделав из коробки из под продуктов "трансивер", Алексей тоже "работал в эфире".))))

Потом постреляли по пластиковым бутылкам. В общем день просто отдыхали. Ближе к вечеру на поляну въехал Уаз-буханка с местными номерами. К костру подошли двое парней, завязался разговор. Ребята приехали на это место половить рыбу. Нигде не клевало, а это место на Лозьве всегда было запасным вариантом от безклевья. Поймали они на Ауспии одного таймешку под килограмм, больше ничего не было. 
Я рассказал, что за два дня тоже поклевок не видел, на что они загадочно улыбнулись и сказали, что с утра покажут, как надо ловить рыбу. 
11 сентября. День восьмой.
Ушли они часов в 8 на воду. Через три часа один из них пришел хмурый, сказал, что рыбы нет, завел "буханку" и уехал. На вопрос, где товарищ? Сказал, что он пошел вниз по реке и км через 10 он его подберет около избы. Тот не мог поверить, что здесь не клюет. Как потом сказали люди в Вижае, что так они ничего и не поймали. Я с самого утра стал сворачивать антенну, собирать и складывать вещи. Надо готовиться к отъезду. Казалось, что приключения заканчиваются. Но это было еще не все. Как я уже писал выше, в машине на малых оборотах начала загораться лампочка отсутствия давления масла. Пока поднимались на Чистоп, мне постоянно приходилось подгазовывать, чтобы она не действовала на нервы. После спуска с хребта лампочка перестала загораться, а во время прогрева машины при стоянке на Лозьве не горела вообще. Меня это успокоило. И вот мы тронулись в обратный путь. Отъехав метров двести от места стоянки, Алексей закричал по рации: - Медведь! Я ехал следом за ним и успел увидеть, как поперек дороги огромными прыжками перебегает медведь и с хрустом скрывается в кустах (даже в машине было слышно) по правой стороне. Ну вот, хоть в живую увидели Хозяина. Проехав километр, не свернули на объезд огромной заболоченной колеи. Сдавая назад, Уаз свалился в нее.

Началось вытаскивание. Тоомас зацепил его лебедкой за перед, а мы эффективно откренивали конструкцию, для страховки привязав за стойку к сосне))).
Еще через километр, не доезжая Ауспии, Тоомас протыкает об камень правое колесо. Уаз прошел, Нива прошла, Ведровер попался)))). Легенда ж, бля)))))))).

А у меня начала снова гореть лампочка. И чем больше мы проезжали, тем на бОльших оборотах она загоралась. Я сообщил об этой проблеме по рации. Остановились, собрали консилиум. Я грешил на маслянный фильтр, хотя масло менял в июне. У Алексея был запасной фильтр и мы решили поменять его. Но это ни к чему не привело. Интересно еще то, что на холодном масле лампочка не загоралась. Руст слил масло из старого фильтра, что-то там пощупал пальцами и сказал, что у меня в масле присутствует металлическая стружка. И причин тому может быть несколько и что можно проехать 100 метров, а можно и 100 тыщ км. Решили ехать до тех пор, пока лампочка не начнет гореть на 3000 оборотов. И вот она загорелась и на этих оборотах. Остановились, снова полезли в двигатель.
Руст человек в этом очень опытный, открыл крышку маслозаливной горловины и попросил завести двигатель. Через некоторое время сказал, что масло на рокеры поступает, а это последняя точка поступления масла. Значит бензонасос в порядке и причина может быть в датчике давления. Датчик давления масла я менял в прошлом году. В добавок ко всему а Алексея было мало бензина. Доехав до Ушмы я отдал ему свою канистру, а также он слил бензин даже из генератора.

Решили, что Алексей едет в Ивдель, заправляется и покупает датчик давления, а Тоомас цепляет меня "на галстук" и так и едем до встречи. Поехали. По дороге остановились у пожарища. С одной стороны из под вывороченных с корнем стволов кое-где поднимался дымок. 

Доехали до Вижая. Остановились около Бороды. Отдали сигареты, еще кой-какие вещи. Немного поговорили и поехали дальше. Ехать на прицепе по дороге отсыпанной щебенкой было неприятно. Каждый удар камня по стеклу воспринимался как серпом по... И вот свершилось. В августе замененное лобовое стекло треснуло под ударом не очень мелкого камушка. По рации я сказал Тоомасу все, что я думаю о нем, его машине, дороге, хребтах и пр....))) И вот немного не доезжая Полуночного, навстречу летит Уаз Патриот. Помимо того, что он купил датчик и заправился, он естественно заехал в кафешку и купил пиццу. Заменили датчик, завели, подождали, пока двигатель не нагрелся до 50гр - лампочка не загоралась. Елы-палы, столько переживаний из-за копеечной детали. Теперь три штуки с собой вожу)))). Приехали в Ивдель и первой остановкой естественно было кафе. Причем эти пижоны еще и переоделись в фильдиперстовую одежку. Караул просто!)))

Ну а дальше все прошло по асфальту. Поехали на Ебург, оттуда на Челябинск. Где-то в середине пути, когда со сном стало бороться невмоготу, остановились около кафе и часа три поспали. Далее свернули на Златоуст. И вот мы стоим уже на Южном Урале.

Подъем в ночь был покрыт корочкой льда, а Златоуста не видно из-за тумана. Вся обратная дорога так же прошла в разговорах по радио. Причем два соседних экипажа иногда так доставали своей болтовней, особенно про автомобили, что приходилось рацию выключать))). И вот пройдя Сим мы снова въехали в Башкирию. После реки Сим, около поселка Тикеево, Алексей передал по рации, что у него что-то машина дорогу не держит. Остановились мы в поселке. Когда залезли под машину стало ясно, что срезало какой-то болт на рессоре и задний мост сдвинулся назад. 

Что в общем и требовалось доказать. Давление на педаль газа и скакание по камням мостом даром не должны были пройти. Я ему это еще в Казахстане сказал, но..... Сдвинув мост Лендровером и затянув стремянку, через два часа мы подъезжали к Уфе, где и распрощались. До Октябрьского я доехал уже без происшествий.

Выражаю огромную благодарность Тадеушу Блоцкому RA9DZ за информацию в процессе подготовки поездки!

  • 1
Приятно читать о Ваших приключениях, особенно учитывая, что сам там был примернов тоже время, только ближе к концу сентября. Ходили на Камазе с кунгом втроем, были на Чистопе, базе Ильича, доехали до избушки Федора по пути на перевал Дятлова - дальше Камаз не прошел. Рыбы вообще не было, ни одной - это точно! Зато рябчиков настреляли и глухарей! Всем привет!!!

Хороший отчет. годный.

Да ты че? Ну пасиб!)))

what are you doing? Let’s chat Go Here dld.bz/chwZG

  • 1
?

Log in